Скоро все организации и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ обязаны будут применять контрольно-кассовую технику (кассовые аппараты).

С 15 июля 2016г. в силу вступили изменения в закон-54-ФЗ о применении ККТ (закон от 03.07.2016г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Теперь Закон изменил и название: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или расчетов с использованием электронных средств платежа».

Принимая оплату от покупателя, в том числе и оплату банковской картой продавец обязан будет предоставить кассовый чек или БСО. Бланк строгой отчетности — теперь приравнен к кассовому чеку и должен быть сформирован в электронном виде и (или) отпечатан с применением автоматизированной системой для бланков строгой отчетности, не допускается заполнение БСО вручную. Покупатели могут требовать чеки в электронном виде. Тогда продавец обязан будет выслать чек на электронную почту покупателя (если в кассе есть такая техническая возможность) или на его сотовый телефон в виде СМС.

Итак, организации и ИП (пользователи новой ККТ) будут обязаны:

  • отпечатать кассовый чек (БСО) на бумажном носителе, который передается покупателю (клиенту) в момент расчетов;
  • в случае предоставления покупателем (клиентом) продавцу до момента расчета абонентского номера или адреса электронной почты направить кассовый чек или БСО в электронной форме (при наличии технической возможности в кассовом аппарате);
  • при расчетах с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» продавец обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме на абонентской номер либо на адрес электронной почты до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе не печатается;
  • сформировать кассовый чек (БСО) в виде электронного документа и направить его в налоговые органы через оператора фискальных данных;
  • все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

Порядок, сроки и форматы передачи фискальных данных будут устанавливаться уполномоченным федеральным органом.

 

Установлены новые требования к ККТ.

К 01 июля 2017г. все старые кассы нужно будет заменить на онлайн-ККТ или модернизировать. Разрешены только модели с функцией онлайн-передачи данных в налоговую. Такая ККТ должна  обеспечивать возможность печати двухмерного штрихового кода размеров не менее 20х20мм, печати кассового чека или БСО, дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета (не только прихода, но и расходования средств), сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, наименование товаров, услуг, работ, количество оказанных услуг, работ или проданного товара, систему налогообложения продавца, адреса, исполнять протоколы информационного обмена, печатать ставку НДС и товарные позиции. С более подробным перечнем можно ознакомиться в ст.4 Закона. Большинство современных касс можно будет доработать под новые требования. Проверить такую возможность нужно у производителя ККТ. Те кассы, которые модернизировать нельзя придется заменить.

Однако в целях поддержки малого бизнеса в соответствии с поручением президента будет предусмотрен налоговый вычет в виде расходов на онлайн-кассы.

 

Для некоторых ИП – будут поблажки.

Для ИП применяющих ПСН, УСН, ЕСХН, ЕНВД, за исключением ИП, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, абзац 9 п. 1 ст. 4.7 ФЗ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 01 февраля 2021 года.   

 

Кто может не применять ККТ? Статьей 2 Закона 54-ФЗ установлен перечень таких лиц.

1. Кредитные организации в автоматических устройствах по приему и выдаче наличных денежных средств (банкоматах);

2. Любые организации и ИП при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

— продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условиях, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

— продажа ценных бумаг;

— продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов(билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;

— обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

— торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговля магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством РФ;

— разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);

— торговля  в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;

— торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

— прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и камней;

— ремонт и окраска обуви;

— изготовление и ремонт галантереи и ключей;

— присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

— реализация изготовителем изделий народных и художественных промыслов;

— вспашка огородов и распиловка дров;

— услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

— сдача ИП в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому ИП на праве собственности.

 

Сроки вступления изменений закона в силу.

Переход к новому порядку применения ККТ задуман плавный и поэтапный:

— с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок;

— с 01 февраля 2017г. регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку (до 01 февраля 2017г. использование новых касс будет добровольным);

— с 01 июля 2017г. старый порядок прекратит свое действие.

При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент или ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становиться обязательным с 01 июля 2018 года.

— для плательщиков ЕНВД и ПСН;

— для владельцев торговых автоматов;

— для организаций и предпринимателей, которые выполняют работы и оказывают услуги населению.

 

С 15 июля ужесточена ответственность за неприменение ККТ.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 4.5 КОАП РФ, срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о ККТ составляет 1 год. Раньше срок давности составлял 2 месяца.

Штраф за неприменение ККТ теперь взимается в зависимости от суммы расчета, по которому не пробит чек:

— штраф на должностных лиц(ИП) в размере от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

— на юридических лиц – от ¾ до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

За повторное совершение административного правонарушения, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в т.ч. в совокупности, 1 миллион рублей и более, последует

— дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;

— в отношении ИП и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ порядка регистрации ККТ, порядка сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения, непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о применении ККТ:

— для организаций – предупреждение  или штраф 5000-10000 рублей;

— для должностных лиц и ИП – предупреждение или штраф 1500-3000 рублей.

Ненаправление организацией или ИП при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ:

— для организаций – предупреждение  или штраф 10000 рублей;

— для должностных лиц и ИП – предупреждение или штраф 2000 рублей.

Материалы подготовлены с помощью КонсультантПлюс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *